Каждая компания, стараясь выделиться, использует различные маркетинговые обозначения: фирменное наименование, коммерческие обозначения, товарные знаки и пр. Цель - ярко представить отдельную компанию и результаты ее деятельности. Подобные обозначения Гражданский кодекс РФ относит к средствам индивидуализации. Мы поможем Вам, правильно зарегистрировать и использовать маркетинговое обозначение.
Средства индивидуализации:
Фирменное наименование
Фирменное наименование - это обозначение, под которым юридические лица осуществляют свою деятельность (выступают в гражданском обороте). Как правило, именно это средство индивидуализации появляется у компании в первую очередь. Любое фирменное наименование включает две части - организационно-правовую форму и название (наименование) компании. Допускается сокращенное фирменное наименование на русском языке.
Пример: Полное фирменное наименование - общество с ограниченной ответственностью «Руль и колеса». Сокращенное фирменное наименование - ООО «Руль и колеса». Кроме того, можно иметь фирменное наименование (как полное, так и сокращенное) на языках народов РФ или иностранных языках. Вот несколько правил регистрации фирменного наименования:
Обратите внимание! Есть слова, которые нельзя использовать в наименовании компании. В частности:
Таблица. Примеры слов, которые нельзя использовать в имени компании
Коммерческое обозначение
Коммерческое обозначение - обозначение, которое не является фирменным наименованием. Его используют для индивидуализации (выделения) торговых, промышленных и иных предприятий.
Пример. Коммерческое обозначение - автомастерская «Руль и колеса».
Владельцами коммерческого обозначения могут быть юридические лица, ведущие предпринимательскую деятельность, и индивидуальные предприниматели.
Как подтвердить свое право на коммерческое обозначение, если какая-либо регистрация отсутствует? Желательно иметь документальное подтверждение факта начала применения коммерческого обозначения. Имея такие документы, доказать свои права в случае возникновения спора будет значительно легче.
Не любое название или вывеска, используемые без какой-либо регистрации, будут считаться коммерческим обозначением. Подобное обозначение должно иметь достаточную способность выделять предприятие (магазин, автомастерскую, парикмахерскую и т.п.) среди общей массы похожих. Также коммерческое обозначение должно быть известно в пределах определенной территории.
Товарный знак
Товарный знак (знак обслуживания) - обозначение, используемое для индивидуализации (выделения) товаров, работ или услуг. Товарные знаки могут быть словесными, изобразительными, трехмерными, звуковыми, комбинированными и т.п.
Пример. Словесный товарный знак - «Руль и колеса», изобразительный товарный знак - стилизованное (фантазийное) изображение руля и колес, комбинированный товарный знак — стилизованное изображение и словесный элемент «Руль и колеса».
Главное требование к товарному знаку - его уникальность. Владельцами товарного знака могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Обратите внимание:
Наименование места происхождения товара
Наименование места происхождения товара (НМПТ) - обозначение, используемое для индивидуализации товаров с особыми свойствами, которые связаны с природными условиями или человеческим фактором, характерными для определенной местности.
НМПТ - это всегда обозначение, тесно связанное с конкретной местностью, географическое указание. Данное обозначение может состоять, как исключительно из указания территории, так и включать название товара.
Примеры: «Городецкая роспись», «Вологодское масло», «Кисловодский фарфор», «Хохлома».
Правообладатель НМПТ - производитель соответствующего товара. При этом НМПТ может принадлежать сразу нескольким лицам, производящим аналогичный товар на одной территории. Вот еще несколько правил:
Одна компания может иметь одновременно все или несколько средств индивидуализации, которые нередко тесно переплетаются друг с другом:
Какое средство индивидуализации самое сильное
Традиционно таким средством индивидуализации считается товарный знак, поскольку он:
Товарный знак - это всегда уникальное обозначение, которое охраняется на территории всего государства (в случае международной регистрации — на территории нескольких государств). В то же время существование похожих и даже аналогичных фирменных наименований и коммерческих обозначений (названий ресторанов, магазинов, салонов красоты и других предприятий) довольно распространено. В связи с этим защита данных средств индивидуализации уже, чем товарных знаков.
Именно поэтому важно не откладывать государственную регистрацию товарных знаков, логотипов, слоганов и иных обозначений, используемых компанией для индивидуализации (выделения) своих товаров, работ и услуг.
Столкновение средств индивидуализации
Столкновение сходных (похожих) средств индивидуализации встречаются все чаще. Безусловно, часть таких конфликтов возникает непреднамеренно. Вместе с тем возникает много споров, в которых одна из сторон намеренно использует чужие средства индивидуализации, пытаясь повысить свои конкурентные преимущества.
Законодательство запрещает использовать обозначения, сходные до степени смешения с другими средствами индивидуализации для однородных товаров и услуг, если в результате такого использования существует риск возникновения у потребителя путаницы (смешения) товаров, работ, услуг и предприятий конкурентов.
В случае спора действует общее правило — приоритет имеет то средство индивидуализации, право на которое возникло раньше (принцип старшинства прав). Однако в каждой ситуации есть свои особенности, в связи, с чем при возникновении конфликтной ситуации необходимо обратиться к специалистам по защите средств индивидуализации.
При доказывании своих прав на то или иное обозначение, вы должны быть уверены, что ваши средства индивидуализации соответствуют требованиям законодательства, а права на них оформлены должным образом.